МБОУ Абалаковская СОШ № 1
с. Абалаково, Енисейского района, Красноярского края
  • Учитель-логопед

    Советы родителям детей, которые имеют нарушения в звукопроизношении.

    Приходя в первый класс, ребёнок должен говорить чисто, в соответствии с нормами родного языка. В настоящее время приходится констатировать, что увеличилось количество детей с речевыми нарушениями в начальной школе и даже в среднем и старшем звене. Нарушения речи, встречающиеся у учащихся, являются серьезным препятствием для успешного усвоения программного материала по чтению и русскому языку. Если не устранить их своевременно, они могут вызвать чувство закомплексованности, помешают развитию природных способностей и интеллекта.

    Нарушения письменной речи имеют место при значительном своеобразии, как в речевом развитии детей, так и в формировании ряда функций неречевого характера (пространственных и временных ориентировок, двигательных функций руки, слухомоторных координаций). Названные функции либо задержаны в своём развитии, либо имеют искаженное развитие. В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием устной речи и нарушениями письма и чтения у детей существует тесная взаимосвязь. Поэтому для устранения нарушений необходима единая система коррекционного воздействия.

    Занятия с логопедом рекомендуется проводить систематически, желательно не менее 2- 3 раз в неделю, а также практиковать ежедневные кратковременные (в течение 2-3 минут) упражнения. Если вы начали заниматься с логопедом, и по каким-либо причинам прервали занятия, не закончив их, то сформированные у ребенка или взрослого умения и навыки могут исчезнуть. Вам снова придется их восстанавливать, дополнительно выполняя ту же самую работу.

    Язык – это главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

    Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У взрослого человека артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие, обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов. В результате ребенок должен усвоить названия органов: нижние и верхние зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык, гортань. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Если у ребенка не получается какое-то движение, можно помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем). Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 3-5минут и несколько раз в день. Не следует предлагать детям сразу много упражнений, достаточно 2-3 упражнения.

    Артикуляционная гимнастика нужна для  выработки правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения  тех или иных звуков.

    Артикуляционная гимнастика

    Звук "С"

    Звук "З"

    Звук "Ц"

    Звук "Ш"

    Звук "Ч"

    Звук "Щ"

    Звук "Р"

    Звук "Л"

    Скороговорки

    «Скороговорка — короткая синтаксически правильная фраза на любом языке с искусственно усложнённой артикуляцией. Скороговорки содержат близкие по звучанию, но различные фонемы (например, c и ш) и сложные для произношения сочетания фонем. Зачастую содержат аллитерации и рифмы. Используются для тренировки дикции и произношения».

             Чистоговорки и скороговорки незаменимы при тренировке автоматического произношения и дифференциации (различения — часто дети, только начинающие говорить, и даже взрослые, перенесшие некоторые серьезные заболевания типа инсульта и других подобных, путают звуки в словах, а порой и совсем не в состоянии произнести их).

             Для развития речевого аппарата рекомендуется произносить скороговорки с изменением громкости и темпа речи, т.е. громко, тихо или шепотом, быстро или медленно. Но основная задача при произношении скороговорок — делать это чисто и внятно, с полноценной, глубокой артикуляцией, независимо от скорости и громкости речи.

             Скороговорки бывают простые и сложные, в стихах и в прозе, с сюжетом и без него, логичные и абсурдные, с повторениями и без, с акцентом на одном-единственном звуке и на многозвуковых сочетаниях, рассчитанные на детское восприятие и на взрослое. Немногие жанры литературы могут представить такое роскошное многообразие, как жанр скороговорок.

              Существуют общепринятые способы работы со скороговорками: проговаривать скороговорку, ритмично подбрасывая мяч и ловя его руками на каждое слово или на слог, перебрасывая его из руки в руку или прихлопывая ладонями в ритм произношению. Самый простой способ тренировки речи: просто произносить скороговорку в быстром темпе несколько раз подряд, стараясь не сбиться, каждый раз ускоряясь.

    Для улучшения дикции

    Звук [Б]

    Звук [Ж]

    Звук [С]

    Звук [Ф]

    Звук [Ч]

    Звук [Ш]

    Звуки [Р][Л]

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie