Конспект занятия Автоматизация звука [ш] в прямых слогах и словах
Конспект коррекционно-развивающего занятия "Сказочный остров"
Советы родителям детей, которые имеют нарушения в звукопроизношении.
Приходя в первый класс, ребёнок должен говорить чисто, в соответствии с нормами родного языка. В настоящее время приходится констатировать, что увеличилось количество детей с речевыми нарушениями в начальной школе и даже в среднем и старшем звене. Нарушения речи, встречающиеся у учащихся, являются серьезным препятствием для успешного усвоения программного материала по чтению и русскому языку. Если не устранить их своевременно, они могут вызвать чувство закомплексованности, помешают развитию природных способностей и интеллекта.
Нарушения письменной речи имеют место при значительном своеобразии, как в речевом развитии детей, так и в формировании ряда функций неречевого характера (пространственных и временных ориентировок, двигательных функций руки, слухомоторных координаций). Названные функции либо задержаны в своём развитии, либо имеют искаженное развитие. В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием устной речи и нарушениями письма и чтения у детей существует тесная взаимосвязь. Поэтому для устранения нарушений необходима единая система коррекционного воздействия.
Занятия с логопедом рекомендуется проводить систематически, желательно не менее 2- 3 раз в неделю, а также практиковать ежедневные кратковременные (в течение 2-3 минут) упражнения. Если вы начали заниматься с логопедом, и по каким-либо причинам прервали занятия, не закончив их, то сформированные у ребенка или взрослого умения и навыки могут исчезнуть. Вам снова придется их восстанавливать, дополнительно выполняя ту же самую работу.
Язык – это главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У взрослого человека артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие, обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов. В результате ребенок должен усвоить названия органов: нижние и верхние зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык, гортань. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Если у ребенка не получается какое-то движение, можно помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем). Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 3-5минут и несколько раз в день. Не следует предлагать детям сразу много упражнений, достаточно 2-3 упражнения.
Артикуляционная гимнастика нужна для выработки правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения тех или иных звуков.
Артикуляционная гимнастика
Скороговорки
«Скороговорка — короткая синтаксически правильная фраза на любом языке с искусственно усложнённой артикуляцией. Скороговорки содержат близкие по звучанию, но различные фонемы (например, c и ш) и сложные для произношения сочетания фонем. Зачастую содержат аллитерации и рифмы. Используются для тренировки дикции и произношения».
Чистоговорки и скороговорки незаменимы при тренировке автоматического произношения и дифференциации (различения — часто дети, только начинающие говорить, и даже взрослые, перенесшие некоторые серьезные заболевания типа инсульта и других подобных, путают звуки в словах, а порой и совсем не в состоянии произнести их).
Для развития речевого аппарата рекомендуется произносить скороговорки с изменением громкости и темпа речи, т.е. громко, тихо или шепотом, быстро или медленно. Но основная задача при произношении скороговорок — делать это чисто и внятно, с полноценной, глубокой артикуляцией, независимо от скорости и громкости речи.
Скороговорки бывают простые и сложные, в стихах и в прозе, с сюжетом и без него, логичные и абсурдные, с повторениями и без, с акцентом на одном-единственном звуке и на многозвуковых сочетаниях, рассчитанные на детское восприятие и на взрослое. Немногие жанры литературы могут представить такое роскошное многообразие, как жанр скороговорок.
Существуют общепринятые способы работы со скороговорками: проговаривать скороговорку, ритмично подбрасывая мяч и ловя его руками на каждое слово или на слог, перебрасывая его из руки в руку или прихлопывая ладонями в ритм произношению. Самый простой способ тренировки речи: просто произносить скороговорку в быстром темпе несколько раз подряд, стараясь не сбиться, каждый раз ускоряясь.
Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie